Напомним, осенью прошлого года состоялся ввод в эксплуатацию ветки OPAL (первой очереди европейской части газопровода Nord Stream), пропускная способность которой составила 36 миллиардов кубических метров газа в год. Планируется, что после окончания сооружения ветки NEL пропускная способность газопровода Nord Stream вырастет до 55 миллиардов кубических метров в год.
Прокладывать ветку NEL начали зимой прошлого года, сразу после получения соответствующего разрешения. В настоящее время из предусмотренных проектом 435 километров газопровода, мощность которого составит 20 миллиардов кубических метров, проложено 320 километров. Ввод NEL в эксплуатацию намечен на 1 ноября.
Однако в июне прошлого года суд города Люнебурга (Германия), по территории которого прокладывался газопровод, принял решение удовлетворить 18 исков (всего было подано 100 исков) против сооружения NEL. Стоит отметить, что решение суда предусматривает запрет на сооружение второй ветки газопровода в радиусе 350 метров от места жительства истцов. В связи с тем, что судопроизводство может занять не один год, акционеры проекта принялись изучать возможность изменения маршрута газопровода. Южный вариант строительства NEL, разработанный акционерами, предполагает увеличение изначальной протяженности ветки на 6 километров. Окончательное решение по данному участку может быть принято в ближайшие девять месяцев, при этом ввод его в эксплуатацию может состояться в следующем году.
Конкретную сумму, на которую увеличится стоимость проекта, Ганс-Георг Егелькамп, глава NEL и OPAL, не назвал, отметив, что существенное повышение стоимости реализации проекта связано с большим количеством водоемов, расположенных на пути южного маршрута газопровода, что значительно затрудняет прокладку труб.
Если данный вариант не окажется успешным, то природный газ, транспортирующийся по сооруженному участку Nord Stream, можно будет перенаправить по системам Gasunie Deutschland и ONTRAS-VNG Gastransport. Глава NEL и OPAL уточнил, что в этом случае газопроводы будут обмениваться объемами. Однако объемы топлива, предоставляемые для заполнения ветки NEL, меньше необходимых 20 миллиардов кубических метров.
Еще одной проблемой NEL является транспортировка по долгосрочным контрактам всего 65% топлива. Оставшиеся мощности газопровода необходимо предоставить другим поставщикам. При этом весь объем природного газа, который российский газовый холдинг «Газпром» намерен поставлять по Nord Stream, уже обеспечен контрактами. Эксперты считают, что данная проблема должна быть решена до завершения сооружения газопровода.