Главная » 2019»Январь»18 » «Каспийская пятерка» навсегда отрезала НАТО путь к морю
01:45
«Каспийская пятерка» навсегда отрезала НАТО путь к морю
Страны «каспийской пятерки» - Россия, Азербайджан, Иран, Туркменистан и Казахстан - достигли консенсуса по всем вопросам, касающимся взаимодействия на Каспийском море.
«Каспийская пятерка» движется к евразийской интеграции" data-author="пресс-служба президента РФ" data-owner="kremlin.ru" «Каспийская пятерка» навсегда отрезала НАТО путь к морю ">
Как пишет в своем материале, перевод которого представлен ниже, издание atimes.com, "договоренности были достигнуты по вопросам в отношении пределов суверенитета, суверенных и исключительных прав каспийских государств, режима мореплавания, свободы доступа всеми транспортными средствами из Каспийского моря к мировому океану и обратно, а также по вопросу прокладки подводных трубопроводов.
Долгожданное подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря состоялось в воскресенье в казахстанском Актау. Это событие является важнейшим этапом на пути к евразийской интеграции.
Сложные и затяжные переговоры продолжались почти два десятилетия. До распада СССР Каспийское море фактически было внутренним водоемом Советского Союза, и лишь 13,8% принадлежало Ирану. Однако после распада СССР число прикаспийских государств увеличилось до пяти, и возникла необходимость принятия нового соглашения по правовому статусу водоема.
Медленно, но верно пять государств достигли компромиссов по всем спорным вопросам. Неудивительно, что президент Путин в Актау назвал подписание этой Конвенции «эпохальным событием».
Владимир Путин назвал подписание Конвенции «эпохальным событием»" data-author="Пресс-служба Кремля" data-owner="kremlin.ru" «Каспийская пятерка» навсегда отрезала НАТО путь к морю ">
Таким образом, Каспий теперь море или озеро? Конвенция, подписанная в Актау, определяет этот водоем, как море, которое имеет «особый правовой статус». Водная поверхность Каспийского моря останется в общем пользовании, но морское дно и недра разделены между странами.
Территориальные воды каждого из прибрежных государств составляют 15 морских миль, плюс еще 10 миль (16 км) для рыбалки. В рамках этого 15-мильного пояса кораблям прибрежных стран можно проходить быстро, непрерывно через территориальные воды других стран.
В Актау президент Казахстана Нурсултан Назарбаев признал, что даже достижение этого базового консенсуса было чрезвычайно сложным процессом, и что ключевой вопрос о том, как разделить подземное энергетическое богатство Каспия, остается далеко не решенным.
Согласно сделке, Тегеран оказался с самой маленькой долей дна Каспийского моря. Дипломаты уже подтвердили журналистам Asia Times, что до последней минуты команда президента Рухани не была полностью согласна с окончательными условиями.
Тем не менее, Рухани заявил, что он удовлетворен тем, что его прикаспийские партнеры продолжают придерживаться «принципов многосторонности и выступают против односторонних действий, которые сегодня практикуются некоторыми странами». Это было не только прямой отсылкой к совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД), но и к угрозам президента Трампа о том, что «любой, кто ведет бизнес с Ираном, не будет вести дела с Соединенными Штатами».
Водная поверхность Каспийского моря останется в общем пользовании, но морское дно и недра разделены между странами" data-author="Doron/CC BY-SA 3.0" data-owner="wikipedia.org" «Каспийская пятерка» навсегда отрезала НАТО путь к морю ">
Рухани и Назарбаев фактически провели отдельное заседание, посвященное активизации экономического сотрудничества, в том числе они обсудили взаимное стремление использовать свои национальные валюты для торговли в обход доллара США.
Иранско-казахстанское экономическое сотрудничество будет следовать иранско-российским параметрам. Путин и Рухани, имеющие теплые личные отношения, провели в Актау довольно много времени, обсуждая вопросы, выходящие за пределы Каспия, такие как Сирия, инвестиции «Газпрома» в иранские газовые месторождения и способы борьбы с санкциями Вашингтона.
Оба президента решительно поддержали ключевое условие сделки: у НАТО никогда и ни в коем случае не будет доступа Каспию. По словам Рухани, «Каспийское море принадлежит только прикаспийским государствам». Путин, со своей стороны, подтвердил, что Россия планирует построить свой новый глубоководный морской порт к 2025 году.
Еще одним важным следствием заключения этих договоренностей является то, что Туркменистан, наконец, сможет построить свой собственный 300-километровый транскаспийский газопровод в Азербайджан - проект, который Россия никогда не поощряла. Этот трубопровод позволит Туркменистану выйти на европейский рынок через Баку и начать прямую конкуренцию с «Газпромом».
Отныне в Каспийском море будет развиваться тесное энергетическое и экономическое сотрудничество в духе истинной евразийской интеграции. То, что мы увидели – это проявление искусства заключать сделки в среднеазиатском стиле. Каспий 2.0 является важнейшей победой всех стран, стремящихся к евразийской интеграции".