21 сентября заместитель председателя Государственной Думы РФ Валерий Язев принял участие в заседании подкомитета Азиатской Парламентской Ассамблеи (АПА) по объединенному азиатскому энергетическому рынку. Об этом порталц "Нефть России" сообщила пресс-секретарь В.Язева Людмила Егоркина. Выступая перед участниками АПА из 11 стран мира, руководитель российской делегации в АПА, вице-президент и председатель Постоянного комитета АПА по экономическим вопросам Валерий Язев предложил отразить главные принципы энергетической сферы в декларации международного энергетического сотрудничества стран-членов Азиатской парламентской ассамблеи. «Как полномочные представители парламентов стран нашей организации мы можем в этой декларации установить принципы представительной и законодательной деятельности в сфере энергетики, уделив особое внимание соблюдению государственного суверенитета над природными ресурсами и обеспечению безопасности их международной транспортировки», - сказал Валерий Язев. Азия, как наиболее густонаселенный мировой регион, нуждается в мощных и безопасных источниках электроэнергии. Основным видом топлива там является каменный уголь, хотя по экологическим показателям он обладает не лучшей репутацией. Весьма привлекательной в экономическом и экологическом плане является атомная энергетика. Для любой страны она престижна. Но атомная энергетика это, прежде всего, высокая и дорогая ответственность, которую большинство государств мира не в состоянии нести самостоятельно. Поэтому необходимо участвовать в международной кооперации, в работе и программах МАГАТЭ и выполнять требования, выработанные этой международной организацией. Особенно те, которые приняты с учетом уроков аварии на «Фукусиме-1». По словам Валерия Язева, Азиатская парламентская ассамблея может внести свой вклад в дело международной ядерной и радиационной безопасности, если подготовит и распространит обзор действующего законодательства и планы законотворческой деятельности в отношении строительства и эксплуатации на их территории атомных электростанций, а также правовую базу обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. Главным средством снижения вероятности радиационных и ядерных аварий, подчеркнул парламентарий, является разумное снижение потребностей в атомной энергии, развитие энергетики на возобновляемых источниках энергии, использование ископаемых чистых энергоносителей, лучшим из которых является природный газ. Обращаясь к коллегам по АПА, Валерий Язев призвал приветствовать усилия стран-участников и наблюдателей АПА в деле развития инфраструктуры для международной транспортировки энергоносителей и электроэнергии. «Мы должны способствовать принятию таких законов, которые бы благоприятствовали заключению международных контрактов и межправительственных соглашений в энергетической сфере. Мы должны создавать законы, которые бы гарантировали сохранность инвестиций и позволяли бы получать рыночным образом возврат затрат с разумной прибылью», - убежден парламентарий. По его словам, страны нетто-импортеры энергоносителей все чаще пытаются повысить собственную энергетическую безопасность за счет ухудшения международной безопасности. Интеграция энергетических рынков неизбежно сопровождается попытками отдельных его участников политически доминировать на территориях расположения основных месторождений или на территориях, где проходят основные маршруты транспортировки энергоносителей. Азиатская парламентская ассамблея должна создать политический противовес таким попыткам. Думая о контурах единого энергетического рынка Азии, отметил Валерий Язев, мы не можем не рассматривать опыт и тенденции в интеграции европейского энергетического рынка, которая идет довольно интенсивно по своему особому сценарию. В последнее время Европейская комиссия выступила с новыми инициативами, которые заключаются в дальнейшей концентрации полномочий у Еврокомиссии в отношении международной политики в энергетической сфере. В отношении же третьих стран Евросоюз обычно предлагает сначала диалог, потом партнерство, а затем пакет своих законов, которые рекомендует принять на национальном уровне. При этом центр принятия решений и развития законодательства остается в Брюсселе. Что из этого подходит для Азии? Мы должны выработать и дать свои рекомендации правительствам наших стран, не копируя слепо опыт Евросоюза, - заключил парламентарий.
|